-->

воскресенье, 29 августа 2010 г.

Нужны ли шаблоны для презентации?

Анатолий Шперх разместил у себя небезынтересный материал «10 мест, где можно скачать бесплатные шаблоны PowerPoint». Надо сказать, что названия из серии «128 советов, как выглядеть привлекательной в 86 лет» или «12345 лучших расширений для Firefox, без которых у вас не браузер, а фиг-знает-что» очень распространены в западном Инете. Да простит уважаемый автор мою иронию, это просто так — к слову :-).

Почитал — все хорошо, толково. Разные сайты, море шаблонов дл PP. И, наверное, полезно. Но вот в этом «наверное» у меня есть серьезные сомнения.

Я начал делать презентации довольно поздно — в 2004 году, до этого не очень понимал, для чего они мне нужны. В то время в школе не было интерактивного оборудования, чтобы их показывать, а потом уже, работая с учителями, как-то постепенно разобрался. Даже вел пару-тройку лет курс «Создание учебной презентации».

Лично мое отношение к разнообразным, разноцветным шаблонам в презентациях одного человека резко критичное. В большинстве случаев шаблон выбран по принципу «а мне нравится», дальше внятных объяснений нет. Можно возразить, что под каждую тему есть своя визуальная интонация, гамма, стилистика. Только это все красивые слова. Вот скажите мне, читающие эти строки, у вас есть коллеги, которые грамотно, стильно, со вкусом используют разные шаблоны и это не смотрится кошмарно, нечитабельно, а подчас и просто пошло? Я прошу не о себе сказать (тут мы редко объективны), а о том, что видите у коллег.

Я не думаю, что эстетической презентации (термин условный) можно научить. Тут должна быть за плечами у человека либо художественная школа в детстве, либо Мухинское училище... (хотя однажды я был на семинаре, где выступали учителя рисования — все тот же серо-буро-малиновый БДЫЖЬЖЬЖЬ!!!) Если у человека есть вкус, такт и чувство меры — он, освоив хотя бы в общих чертах композицию, цветосочетаемость и посмотрев сотню-другую приличных презентаций, начнет создавать презентации работающими и смотрибельными. Других примеров я не знаю.

Иначе «любитель(-ница) классненьких шаблончиков» будет делать примерно следующее (привожу несколько заглавных слайдов реальных учительских презентаций):



Исходя из цитаты, презентация явно об Анне Андреевне. Тогда при чем здесь море, уходящее за горизонт? Фамилии Ахматовой и Айвазовского только начинаются на одну букву...




Небо и горы вообще не характеры для «замкнутого» Достоевского, при этом тут еще совершенно галюциногенная радуга!



А это уже полный разрыв мозга! Не будем говорить вообще об осмысленности такой тематики («Никто не забыт, ничто не забыто»...), но это, скорее, металлическая посадочная полоса из какой-нибудь фантастики. С таким шаблоном можно делать презентацию «Как я все каникулы играл в Starcraft», но Пушкин здесь не ночевал ни с кем из своего списка...

Приводить такие примеры могу и дальше. При этом, если пытаешься объяснить, что тут что-то не так — получаешь два варианта: 1) мне нравится; 2) я так вижу. Остается замолкнуть.

Если же мы говорим о презентации не эстетической, а информационной (самое традиционное: сопровождение устного выступления), то на мой взгляд, лучше остановится на одном-единственном шаблоне. Я к этому пришел тоже пройдя череду увлечений украшательствами, а потом остановился на одном понравившемся.

Доводы подобного минимализма таковы. Шаблон — это фон, на котором размещается контент. Как страница книги. И если у нас нет цели создать альбом по искусству, а нас устроит учебная брошюра, то страница просто должна быть. И прилично смотреться (вспоминается изречение: «Лучший дизайн — тот, который не виден»). И вмещать максимально возможное количество контента. Поэтому идеальный шаблон — это вообще белая страница с отсутствием разметки (заголовок, содержание), на котором изображай, что хочешь.

Но! Если с аудиторией ты работаешь постоянно, можно создавать свой стиль — чтобы презентации были узнаваемы, читались как «твои». Поэтому я, наигравшись вдоволь с разноцветьем, нашел для работы ОДИН устраивавший меня шаблон, немного его подрисовал как мне было нужно и теперь всегда его использую.

С ним хорошо смотрятся и титульные страницы презентации с оживляющими картинками, и изображения на контентных страницах, и списки с буллитами:







Из недостатков: если список длинный, к концу слайда приходится загонять несколько буллитов в отдельное текстовое поле для смещения вправо. Но я уже привык.

А из шрифтов я люблю не самую экономичную в плане пространства Georgia, потому что прекрасные шрифты Times New Roman, Arial и Verdana после миллионов презентаций смотрятся совершенно обыденно.

Поэтому сходите по этой ссылке, найдите свой шаблон для работы и успокойтесь.

Вот так. У вас другое мнение?

7 комментариев:

  1. Полностью согласна. Когда начинала - попробовала разное и успокоилась, а сейчас все по минимуму. Но очень сложно убедить кого-то убрать излишки (касается всего - цвет, шрифт, эффекты). Хотя иногда вообще волосы дыбом встают от того, что видишь.
    А вот создать собственный узнаваемый стиль в голову до сих пор не приходило. И отличный пример - со страницей книги, запишу.

    ОтветитьУдалить
  2. Что сказать - подписываюсь под каждым словом. Я сам не любитель разноцветья в шаблонах, но - "читатель ждет уж рифмы "розы"... Я свои презентации тоже делаю с минимумом изысков в шаблоне (впрочем, пардон, о себе говорить не буду). Но и учеников своих все время на защите проектов все время мучаю, почему они выбрали тот или иной шаблон - все надеюсь, что они будут подходить к выбору шаблона осознанно. Наличие шаблонов в базовой версии PowerPoint является одним из самых главных зол, которые Microsoft привел в этот мир. Когда у тебя есть десяток тем визуального оформления, и одним щелчком мышки можно трансформировать свою презентацию из серой мышки в павлина со жгучим хвостом, содержание отходит на второй план. К сожалению, как бы нам не хотелось вернуться к минимализму, взгляд неофита (особенно в 2007 версии, где вся "красота" шаблонов видна сразу),все равно будет прикован к разноцветью. И все же я вижу очень большую пользу от того, что пользователь будет знаком с огромным количеством РАЗНЫХ шаблонов. Если мы не можем преодолеть тягу к красивостям, нужно дать ей возможность выгореть. Дитё должно наиграться. Пересмотрев десяток шаблонов и применив их к своей презентации "про Пушкина", нормальный человек должен понять их настоящее место. По крайней мере, это намного лучше, чем, если ученики будут на уроках под моим принуждением делать черно-белые презентации, а за порогом класса, обнаружив разноцветье шаблонов, будут слать свое резюме работодателю с психоделическими цветами. Говорю это по своему опыту - в прошлом году я провел несколько курсов "Школы карьеры" для студентов и поразился, как они, взрослые дяди и тети снова и снова наступают на эти грабли. Не наигрались...

    ОтветитьУдалить
  3. 2Shperk. Знаете, прочитал Ваш коммент и подумалось: можно в виде эксперимента попробовать сделать онлайн-эксперимент. Суть такова. В формате блога выкладываются учительские презентации. На 1 пост — 1 презентация. И приходят люди, комментирующие ее. Надо брать реальные примеры и их коллективно оценивать. Важно только, чтобы учитель отдал тот свой материал, который он считает качественным. Тогда по результатам, после десятка-другого работ будут видны наиболее типичные ошибки, которые можно анализировать. Присоединитесь к идее?

    ОтветитьУдалить
  4. Очень хорошая идея. Давайте проведем такой эксперимент

    ОтветитьУдалить
  5. Юра, можно я свои "пять копеек" вставлю? :) Вот тут: http://zhartun.me/?p=1262 я написал небольшую статью по этому поводу.

    Тезисно: идеальный шаблон черно-белый, максимально простой, для проектора - обязательно темный, с градиентом сверху и еще кое-какими "плюшками".

    У твоего есть для косяка:
    1. нерационально используется левый нижний угол
    2. для проекции на стену такая презентация не очень годится

    ОтветитьУдалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  7. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить