-->

понедельник, 8 апреля 2013 г.

Комиксовые презентации

Несколько дней назад написал пост по свои выступления на пленарке конференций. Многие обратили внимание на довольно неожиданную презентацию к выступлению. Без книксенов: спасибо, приятно, старался. О ней и хочу рассказать.

Если помните, два с половиной года назад у меня был пост «Нужны ли шаблоны для презентации?» — далеко не самый, с моей точки зрения, интересный, но, смешно сказать, самый популярный по статистике моего блога — его просмотрело более семи с половиной тысяч человек. Что они там искали?:))

Там я высказывал мысль:

Если же мы говорим о презентации не эстетической, а информационной (самое традиционное: сопровождение устного выступления), то на мой взгляд, лучше остановится на одном-единственном шаблоне. Я к этому пришел тоже пройдя череду увлечений украшательствами, а потом остановился на одном понравившемся.

Доводы подобного минимализма таковы. Шаблон — это фон, на котором размещается контент. Как страница книги. И если у нас нет цели создать альбом по искусству, а нас устроит учебная брошюра, то страница просто должна быть. И прилично смотреться (вспоминается изречение: «Лучший дизайн — тот, который не виден»). И вмещать максимально возможное количество контента. Поэтому идеальный шаблон — это вообще белая страница с отсутствием разметки (заголовок, содержание), на котором изображай, что хочешь.

Но! Если с аудиторией ты работаешь постоянно, можно создавать свой стиль — чтобы презентации были узнаваемы, читались как «твои». Поэтому я, наигравшись вдоволь с разноцветьем, нашел для работы ОДИН устраивавший меня шаблон, немного его подрисовал как мне было нужно и теперь всегда его использую.


А из шрифтов я люблю не самую экономичную в плане пространства Georgia, потому что прекрасные шрифты Times New Roman, Arial и Verdana после миллионов презентаций смотрятся совершенно обыденно.

(Надо сказать, что т.н. узнаваемый стиль сработал. Разговариваю недавно с одной учительницей, которая ругается про какой-то бездарный районный семинар.

Cмотрю презентацию и понимаю, что это уже где-то видела. Что-то очень знакомое. Тут меня осеняет и я говорю докладчице:
— Так это презентация Ээльмаа!
— В основе да... некоторые слайды... но только некоторые... а вообще я сама... А как вы узнали?
— Так это же ээльмовский шаблон, что ж не узнать?

Очень я повеселился тогда.)

За пару лет мне этот шаблон изрядно надоел. И когда-то казавшаяся хорошо выглядящей Georgia тоже утомила. Я писал, что выступление на пленарке было для меня важным, поэтому презентацию сел делать загодя.

В чем была задумка? Постановка задачи такова. Серьезный, смыслово плотный, емкий доклад. Жесткий временной регламент. Никакой воды. Ровно 15 минут. Надо держать интерес довольно большой аудитории, при этом на слайды выводится немало текста. Значит нужен какой-то интригующий разрыв того, что произносится и что показывается. Пленарный доклад предполагает серьезность устного выступления. Но никто ведь не сказал, что я не могу показывать что-то несерьезное? Поэтому зритель должен ждать следующий слайд или очередной анимационный эффект. Я люблю парадоксы, на-грани-фоловые провокационные картинки, но на таком материале 15 минут не выдержать. Значит нужна какая-то совсем отличная стилистика изображений, которая резко контрастировала бы с речью. Одно из решений — комикс.

По сути, тут тот же риторический ход, что и в выступлениях сатирика Семена Альтова, который произносит очень смешные вещи с каменным лицом — интерес рождает именно разрыв между тем, что говорится, и как говорится. Я попробовал пойти тем же путем.

Ограниченное количество изображений — без перегруза. Для текста вместо Georgia взял очень хорошо выглядящий шрифт Cambria (интегрирован в PP`2007 и 2010), заголовки, как где-то прочитал, интересно будут смотреться со шрифтом Segoe Print (надо устанавливать отдельно, в Windows не присутствует). Он потешный, но не Comic Sans же для таких целей использовать... Важные мысли надо было выделять, но на фоне бесцветной стилистики стандартный красный бил по глазам, поэтому опытным путем был получен малиновый цвет (RGB: 192-0-0), который явно выделял важную мысль, но смотрелся, если так можно сказать, матово. В общем, модель получилась такая: веселая картинка — серьезный текст — бросающееся в глаза главное. Хотя что тут нового?

Теперь будем открывать тайну имени «секрет Полишинеля». Где в Сети берутся комиксы? Конечно, я являюсь постоянным качальщиком контрафактных архивов посетителем сайта ALLDAY и много потешного оттуда пылится в недрах винчестера. Но некоторое время назад случайно нашел довольно изящный вариант поиска комиксовых картинок в Сети. Через сервис Гугл.Картинки. Например, вбиваем слово «праздник» и ищем ГуглКартинками. Получаем результаты. Под строкой поиска видим еще одну строку, где последним пунктом будет «Инструменты поиска». Нажимаем. Оставляем «Любого размера», цвета изменяем на «Черно-белые», тип ставим «Клип-арт». Получаем вот такие результаты.

А дальше начинаем крутить формулировки: праздник → holiday → fun → celebrate и далее. Из практики — по английским определениям выпадают намного более интересные результаты. Так что не-англоязычные в параллельной вкладке открывают Переводчик и тоже становятся как люди:))

Сервис с таким же функционалом, кстати, есть и у Яндекса, но там картинок на порядок меньше и они менее интересные.

Конечно, такой презентационный ход на самом деле очень трудоемкий. Пока сформулируешь запрос, пока найдешь подходящую картинку... Бывает, минут 15 ищешь картинку, крутя запросы, чтобы попасть в десятку. Но мне кажется, что получается довольно неожиданно и потешно.

Многим знакомая «одна знакомая учительница» неделю игралась в поиски клипарта. Вот что, в частности, «наиграла» (по мне — с количеством картинок тут перегруз, но каждый же думает по-разному):


А еще собрала архивчик с больше чем 500 клип-арт-картинками, которые можно использовать в образовательных презентациях. Забирайте, нам не жалко.